направлений
направлений
направлений
направлений
направлений
направлений
направлений
направлений
направлений
направлений
Младший возраст учебно - тематическое планирование
Данная программа рассчитана как на развитие в целом, так и на развитие определенных способностей. Развитие логического и абстрактного мышления, памяти, воображения, социализации, формирование общей картины мира, речевых навыков, мелкой моторики, коррекции поведенческих и психологических проблем. Знакомство со счетом, буквами, развитие познавательных процессов и мотивации к обучению в целом.
Предполагаемая частота занятий 2 раза в неделю по 60 минут.
Занятия охватывают области :
- художественно – эстетическую
- оздоровительную
- познавательную
- социально - педагогическую
- коррекционную
Каждое занятие является комплексным, состоящее условно из 6 частей.
1. Приветствие:
Создание доверительной дружелюбной атмосферы. Способствует социализации в данном коллективе, представляет возможность каждому ребенку представится, рассказать о себе. Для педагога – возможность определить коммуникативные и социальные навыки, речевое развитие в настоящее время, предполагаемый или видимый результат ( в динамике, на последующих занятиях) .
Длительность 3-5 минут.
2. Пальчиковая / артикуляционная гимнастика ( чередование, 1 раз в неделю) :
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речевом развитии;
- совершенствовать внимание и память- психические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой;
- ыработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Длительность каждой физкультминутки составляет 3-5 минут, паузы проводятся в игровой форме.
3. Познавательная часть. Беседа и презентация по теме недели.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Создание лексического словаря, что способствует развитию речевых возможностей.
Самая объемная часть занятия, длительность составляет 15-20 минут.
4. Музыкально-ритмическая разминка.
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.
- упражнения, регулирующие мышечный тонус
Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.
- упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
- упражнения на развитие координации речи с движением
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.
- пение
Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.
- игра
В конце познавательного занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях .
Длительность 5-7 минут.
5. Творческое занятие.
Включает в себя чередование деятельностей:
- аппликация
- рисование (так же нетрадиционные техники)
- лепка
Для группы 6-7 лет добавятся:
- рисуночные задания
- графические диктанты
Занятия позволяют развивать воображение, фантазию, абстрактное мышление. Положительно влияют на координацию пальцев и движений рук.
Задания взаимодействуют с познавательной частью, фиксируя результат от беседы и презентации.
Длительность 10-15 минут.
6. Сказкотерапия / Логоритмика ( 1 раз в неделю, чередование)
Сказкотерапия включает в себя рассказывание и/или проигрывание русских народных или авторских сказок, имеющих корректирующий эффект.
- Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
- Сказки для гиперактивных детей.
- Сказки для агрессивных детей.
- Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
- Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
- Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
В зависимости от сюжета логоритмическое занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Длительность 5 – 10 минут.
Время частей варьируется, в зависимости от запланированного содержания и ритма занятий.
После каждого занятия педагог обязательно выходит к родителям, отвечает на вопросы. При необходимости дает консультации по развитию ребенка в домашних условиях. Рассказывает о возможных играх дома и на прогулке. Как занять ребенка с пользой.